Кафедра 'Теоретическая механика'

Русская версия О кафедре Наука Содержание
English version Студентам Сотрудники

История кафедры "Теоретическая механика"

Кафедра теоретической механики образована в марте 1965 г. До этого времени существовала объединенная кафедра "Детали машин и теоретическая механика", руководил которой доцент Н.Д.Соловьев. Кафедра вела курсы теоретической механики, теории машин и механизмов, деталей машин и подъёмно-транспортные устройства. Курс теоретической механики вели доценты Н.Д.Соловьев, П.М.Шульга, старшие преподаватели И.Т.Коновалов, М.Н.Зубарев.

В связи с бурным развитием института в середине 60–х годов, резким увеличением числа студентов и объема учебной нагрузки по курсу теоретической механики, возникла необходимость выделения двух самостоятельных кафедр: "Теоретическая механика" и "Кафедра ДМ". Структурно обе кафедры относятся к автотракторному факультету.

Вновь организованной кафедрой теоретической механики с 1965 по 1976 годы заведовал доцент П.М.Шульга. В составе кафедры в 1965г. было 8 преподавателей – доценты Н.Д.Соловьев, И.Т.Коновалов, ст.преподаватели А.В.Сапрыкина, В.М.Рубцов и др. В дальнейшем за короткий срок преподавательский состав кафедры увеличился до 18 человек, усилилась методическая и научно-исследовательская работа, определились основные научные направления кафедры, стали устанавливаться долгосрочные связи с промышленными предприятиями Волгограда и Волжского, кафедра приступила к выполнению научно-исследовательских работ по заказам предприятий.

Основным направлением методической работы кафедры было и продолжает оставаться разработка методических пособий и указаний по совершенствованию учебного процесса. Заметный вклад в методическую работу кафедры внесли ст. преподаватель А.В.Сапрыкина, доценты Г.П.Веселов, П.М.Шульга, В.Д.Приходько, Х.А.Балхавдаров. Наибольшее количество методических пособий было разработано ст. преподавателем А.Г.Филатовой (1965-1980г.г.).

С 1976г. по 1982г. кафедрой заведовал доц. В.М.Славуцкий, а с 1982г. по 1984г. обязанности заведующего кафедрой исполнял доцент В.Д.Приходько.

За годы, прошедшие с момента образования кафедры, разработаны методические пособия и указания по всем основным разделам курса. В те годы, в связи с интенсивным внедрением ЭВМ в учебный процесс по преподаваемым курсам "Теоретическая механика" и "Теория колебаний" были разработаны методические пособия по расчету курсовых работ по статике и кинематике с применением ЭВМ, (В.М.Чернышев, П.М.Шульга, Е.С.Брискин, В.В.Жога). В настоящее время продолжается разработка новых методических пособий по расчету курсовых работ с применением ЭВМ, по статике, кинематике и динамике. Ведется также работа по внедрению контролирующих и контролирующе-обучающих программ по основным разделам теоретической механики. В последние годы изданы учебные пособия "Методы теоретической механики" (1995, 1996гг), части 1,2; "Основы расчета шагающих машин высокой опорной проходимости" (1997г), части 1,2.

С момента образования кафедры основным ее научным направлением стало исследование шумов и вибраций и борьба с ними. В первом десятилетии существования кафедры научно-исследовательские работы велись в основном по следующим трем направлениям: исследование производственных шумов и разработка мероприятий по борьбе с ними (П.М.Шульга); рассеяние энергии в материалах при вибрациях и демпфирование колебаний механических систем вибропоглощающими покрытиями (В.М.Чернышев, В.Ф.Белуха, В.П.Андреев).

В это время коллектив кафедры пополнился молодыми преподавателями – выпускниками механико-математического факультета МГУ (В.М.Смотров, Б.Л.Лезнер); выпускниками ВолгПИ, бывшими активными участниками студенческих научных кружков ( Брискин Е.С., Кондаков В.Д., Русаковский А.Е., Александров В.К.), выпускниками аспирантуры ВолгПИ (Попов А.Н., Сосипатров В.К., Куперштох Г.М.) и других институтов (Приходько В.Д.). Основная научная тематика кафедры получила дальнейшее развитие в следующих направлениях: исследование вибраций подшипников качения (Шульга П.М., Кондаков В.Д., Попов А.Н.); исследование колебаний механических систем с полостями частично заполненными сыпучими средами (Е.С. Брискин); исследование колебаний механических систем с неупругими сопротивлениями при двухчастотных колебаниях (В.В. Жога). По результатам этих исследований рядом сотрудников кафедры и ее выпускниками, работавшими на предприятиях г. Волгограда и поддерживающими научные связи с кафедрой были защишены кандидатские диссертации (Е.С.Брискин, В.В.Жога, А.Е.Русаковский, В.Д.Кондаков, Ю.В.Лавров).

С приходом на кафедру в 1984г. заведующего главного конструктора ПО "Баррикады" , доктора технических наук В.М.Соболева и по настоящее время на кафедре интенсивно развивается новое научное направление – разработка и исследование кинематики и динамики шагающих транспортных средств. По этой проблеме стали работать В.В.Жога, Е.С.Брискин, В.М.Чернышев, А.Н.Попов, А.С.Горобцов, Г.Г.Григорян, В.Д.Прицкер, Ю.В.Вилков и др. К работам по шагающим транспортным средствам широко привлекаются студенты. Преподаватели кафедры активно участвуют в съездах по теоретической механике, Всесоюзных (Всероссийских) и международных конференциях.

В 1988, 1992 и 1995г.г. на базе кафедры теоретической механики в ВолгГТУ проведены всесоюзная и всероссийские конференции по теме "Динамика и управление шагающими машинами", в работе которых участвовали более 100 ученых со всей страны. Основные результаты работы конференций изложены в Межвузовских сборниках научных трудов в 1992, 1995г. На кафедре широко развита патентно-лицензионная работа. Только за последние годы сотрудниками кафедры получены 12 авторских свидетельств и патентов.

По проблемам динамики и энергетики сложных механических систем переменной структуры, нашедших приложение при разработке шагающих машин, используемых в разнообразных отраслях народного хозяйства (ликвидация последствий технокатостроф, в сельском хозяйстве, при лесоразработках и др.) в 1997 и 1998г. защищены докторские диссертации Е.С.Брискиным и В.В.Жогой. О научной ценности диссертаций говорит тот факт, что Е.С.Брискин защитил диссертацию на соискание доктора физико-математических наук в МГУ на механико-математическом факультете, а В.В.Жога –– в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН.

Теоретические исследования по проблемам динамики сложных механических систем переменной структуры проводятся под общим руководством лауреата Ленинской премии, академика РАН Д.Е.Охоцимского совместно с учеными ИМАШ РАН, ИПМ РАН, ИМЕХ МГУ, и нашли практическое воплощение в разработке опытных образцов шагающих машин, в создании которых принимали участие инженеры и конструкторы ПО "Баррикады". Изготовлены и прошли испытания натурные образцы шагающей опоры для дождевальной машины "Кубань", шагающей транспортной машины и мобильного транспортно-технологического шагающего комплекса.

С приходом на кафедру в 1987 году доц. А.А.Гончарова получило развитие исследование клиновых механизмов свободного хода реализуемых в инерционо-импульсных передачах.

Преподаватели кафедры принимают активное участие в научном руководстве выпускных работ магистров и бакалавров по специальности "Наземные транспортные средства" автотракторного факультета.

С 1989г. и до сих пор заведующим кафедрой теоретической механики является Евгений Самуилович Брискин. В настоящее время коллектив кафедры пополняется талантливыми выпускниками ВолгГТУ. На сегодняшний момент коллектив кафедры насчитывает 10 преподавателей и 2 инженерных сотрудника. Кроме того на кафедре обучаются 4 аспиранта.

[ВолгГТУ] [О кафедре] [Home]

Разработчик сайта Александр Малолетов
Контактный телефон/факс (8442) 34-29-28
Дата последнего обновления 28 мая 2001 г.